115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д 20. | м. Дубровка
+ 7(495) 228-09-78 info@lsmonolit.ru Не дозвонились?

Налоговый учет

Налоговый учет

            Налоговый учет представляет собой сбор информации, а также ее обобщение с целью определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов (ст. 313 НК РФ). Другими словами налоговый учет нужен для того чтобы правильно платить налоги.

            Главная цель налогового учета – это формирование полной и достоверной информации о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

            Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

            Налоговый учет ведется в специальных формах – налоговых регистрах, а организации – налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

            Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике организации для целей налогообложения, которая утверждается приказом руководителя и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

            Цели налогового учета:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода.

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

            Средством достижения целей налогового учета является группировка данных первичных документов. Налоговый учет состоит только из этапа обобщения информации, а сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухгалтерского учета.

            Данные налогового учета должны содержать:

  • Порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • Порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры;
  • расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учета является определение сумм платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определенную дату. А предметом налогового учета выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Принципы налогового учета

Принцип денежного измерения. Заключается в том, что информация о доходах и расходах отражается в денежном выражении.

Принцип имущественной обособленности. Заключается в том, что имущество, которое является собственностью предприятия, учитывается отдельно от имущества других физических или юридических лиц, находящихся в данной организации.

Принцип последовательности. Означает, что нормы и правила налогового учета применяются в хронологическим порядке. От одного налогового периода к другому.

Принцип непрерывности деятельности. Означает, что учет должен вестись без остановки с момента регистрации организации до ее ликвидации или реорганизации.

Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). А расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Варианты ведения налогового учета:

Налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Это целесообразно для крупных компаний.

Налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета. Максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета.

Налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными налогового и бухгалтерского учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают.

Налоговый учет ведется в специализированном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учет к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используются в небольших и средних организациях.