Регистрация кредитных организаций (банки)
Все кредитные организации являются коммерчискими организациями со статусом юридического лица и входят в банковскую систему. Возглавляет банковску систему Банк России - специфический государственный орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Его уставный капитал и иное имущество состявляет федеральная собственность, которой он владеет, пользуется и распоряжается. Уставный капитал Банка России на 01.01.2003 г. составлял 3 млрд. рублей.
Банк России - юридическое лицо, которое не имеет Устава и не регистрируется в налоговых органах. Получение прибыли - не есть цель его деятельности. Основные цели Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчета.
Услуги, оказываемые нашей компанией
Компания ЗАО "Артис-Аудит" оказывает широкий спектр услуг в области банковского права, а именно:
- Оказание помощи в регистрации кредитных организаций (банков) во всех необходимых инстанциях;
- Содействие в получение генеральной и других видов лицензий: на осуществление банковских операций любого типа с физическими лицами; на осуществление банковских операций любого типа в иностранной валюте; на осуществление банковских операций любого типа с драгоценными металлами.
- Получение лицензий в ФКЦБ профессиональных участников рынка ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности; бумаг: на осуществление дилерской деятельности; на осуществление депозитарной деятельности; на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами.
- Подготовка бизнес-планов;
- Реорганизация кредитных организаций различными путями (преобразование, присоединение, разделение и выделение) в соответствии с нормами действующего законодательства;
- Создание обособленных подразделений кредитных организаций;
- Регистрация изменений в учредительных документах кредитных организаций, действующих в различных организационно-правовых формах, в том числе сопровождение регистрации дополнительных выпусков ценных бумаг ФКЦБ, согласование Антимонопольного органа, Минфина и т.д.; Регистрация изменений, связанные с увеличением уставного капитала, подготовка решения о выпуске ценных бумаг, проспекта эмиссии и согласование его в ЦБ РФ;
- Сопровождение деятельности иностранных инвесторов в России;
По всем вопросам и за более подробной информацией обращайтесь по тел: 911-28-74, 911-23-89
Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности регламентируется:
- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г. №129-ФЗ (от 23.06. 2003г.)
- ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.08.2002г. № 86-ФЗ
- ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1
- «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И
- «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями), Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437
- «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П
- «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», Указанием Банка России от 31.12.98 № 474-У
- Указание ЦБ РФ "О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета" от 19.03.1999 года № 513-У
- «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета», Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П
- "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", Положением Банка России от 26.03.99 № 72-П «О приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации», Указанием Банка России от 05.07.02 № 1176-У
- «О бизнес – планах кредитных организаций» и другими нормативными правовыми актами Банка России.
Кредитные организации создаются как хозяйственные общества, в виде банков или небанковских кредитных организаций. Они могут быть созданы в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 . Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Перечень банковских операций, которые имеет право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 .
Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.
Требования к содержанию устава кредитной организации установлены ст. 10 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 . Устав кредитной организации должен содержать:
- фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные ст. 7 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 ;
- указание на организационно – правовую форму;
- сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
- перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1;
- сведения о размере уставного капитала;
- сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;
- иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно – правовой формы.
Минимальный размер уставного капитала кредитной организации
Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.
Во исполнение требований ст. 11 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 и Указание ЦБ РФ "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций" от 24.06.1999 г. № 586-У установлены:
- минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро;
- минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. евро;
- минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.
Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5 числа первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих телеграммах, публикуемых в «Вестнике Банка России».
Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте, основными средствами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация (за исключением незавершенного строительства). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, неденежные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.
Размер неденежной части уставного капитала, оплаченной банковским зданием (помещением), при создании кредитной организации не должен превышать 20% уставного капитала.
В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.
Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и действовать не менее трех лет, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации (ст. 11 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 ).
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим лицом либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (статьи 105 и 106 Гражданского кодекса Российской Федерации), более 5% долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России.
Предварительное согласие должно быть получено при каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного капитала кредитной организации, а также при каждом последующем приобретении долей (акций), увеличивающим ранее согласованную Банком России долю. Юридическое лицо (лица), приобретающее(ие) более 20% долей (акций) действующей кредитной организации (включая приобретение на вторичном рынке), должно(ы) иметь устойчивое финансовое положение и действовать не менее трех лет. Сделка по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, является недействительной. Банк России вправе отказать в согласовании сделки по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации при установлении факта неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой–либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) является совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.
Банк России согласовывает кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Кандидатуры на перечисленные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 .
Под несоответствием кандидатов квалификационным требованиям понимается:
- отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;
- наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
- совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;
- предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.08.2002г. № 86-ФЗ ;
- несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
- наличие иных оснований, установленных федеральными законами.
Деловая репутация кандидатов на должности члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должна соответствовать квалификационным требованиям. Не могут быть членами совета директоров (наблюдательного совета) лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики.
Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен ст. 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г. №129-ФЗ (от 23.06. 2003г.)
Для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации ее учредители обязаны представить в Банк России документы, предусмотренные ст. 14 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 .
Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии установлены ст. 16 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 .
Особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями (нерезидентами) установлены ст. 17, 18 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 и во исполнение указанных статей, Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».
Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала);
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
- лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.
Небанковским кредитным организациям также может быть предоставлена в порядке, установленном Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», лицензия на осуществление депозитно- кредитных операций.
Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц предоставляются банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.
Кредитные организации вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг при наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдаваемой ФКЦБ России.
Для совершения кредитными организациями купли-продажи монет из драгоценных металлов (золото, платина, серебро, палладий), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, необходимо наличие соответствующей лицензии (разрешения) Банка России.
Кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.
Наименование кредитной организации
Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно-правовую форму.
Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов "Россия", "Российская Федерация", "государственный", "федеральный" и "центральный", производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.
Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
Банковское законодательство
Правовое регулирование банковской деятельности определяется строго ограниченным кругом нормативных актов:
- Конституция РФ
- Гражданский кодекс РФ
- ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1
- ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.08.2002г. № 86-ФЗ
- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999г. N 40-ФЗ (от 21.03.2002г.)
- Инструкциями и методическими рекомендациями Банка России
Банковское законодательство - отрасль российского законодательства, представляющая систему нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность. Как установлено ст.2 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 , правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.08.2002г. № 86-ФЗ и ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (п. "ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Соответственно, по вопросам банковской деятельности не могут приниматься нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1 ст.75).
ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.08.2002г. № 86-ФЗ установил правовой статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, принципы взаимоотношения с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок отчетности Банка России, принципы организации наличного денежного обращения, принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных актов Банка России, статус, права и обязанности служащих Банка России и др.
ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 установил понятие кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, а также банковской системы Российской Федерации; перечень банковских операций, требующих лицензии, а также банковских операций, не требующих получения лицензии, особенности деятельности кредитных организации на рынке ценных бумаг; принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством; порядок создания кредитной организации, ее регистрации и лицензирования ее деятельности (в том числе порядок и особенности создания, регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями); основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций; порядок открытия филиалов и представительств кредитной организации; принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций; банковскую тайну; случаи наложения арестов и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации; антимонопольные правила; некоторые особенности осуществления банковских операций; принципы организации сберегательного дела; организация отчетности кредитной организации.
Важным шагом к формированию в Российской Федерации цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999г. N 40-ФЗ (от 21.03.2002г.) .
Данный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
Статья 2 закона дает определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, под которой понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.
Главное внимание в рассматриваемом законе уделено не процедуре признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами), а, в первую очередь, мерам по предотвращению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии. К числу указанных мер относятся:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
- реорганизация кредитной организации.
Продолжающийся финансовый и экономический кризис и, как его следствие, системный банковский кризис, поставили перед Банком России в области совершенствования банковского законодательства Российской Федерации задачу реструктуризации кредитных организаций страны.
Ближайшими целями реструктуризации банковской системы являются:
- восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс банковских услуг;
- увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей;
- восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков и кредиторов, в том числе иностранных;
- привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;
- восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в том числе межбанковского денежного рынка.
Опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
Для обеспечения необходимого правового регулирования процедур реструктуризации и деятельности АРКО был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций", призванный создать правовую основу работы по реструктуризации кредитных организаций, под которой понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности, либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главными направлениями проводимой Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля, проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы, развитие надзора за банковской деятельностью, развитие правовой основы регулирования системы расчетов (в том числе, системы электронных платежей.
Реорганизация и ликвидация кредитных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 , "Об акционерных обществах" (в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ, от 07.08.2001 N 120-ФЗ) , ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" 08.02.1998г. №14-ФЗ , ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999г. N 40-ФЗ (от 21.03.2002г.) , «О реструктуризации кредитных организаций», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", а также учредительными документами реорганизующихся кредитных организаций.
При создании кредитных организаций, расширении деятельности путем получения дополнительных лицензий, реорганизации, одним из документов, представляемых в Банк России является бизнес – план. Требования к его составлению определены Указанием Банка России № 1176-У от 05.07.02 «О бизнес – планах кредитных организаций».
Основные требования к созданию филиалов кредитных организаций установлены ст. 22 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1.
Добровольная ликвидация кредитной организации
Ликвидация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г. №129-ФЗ (от 23.06. 2003г.) , с учетом особенностей такой регистрации, установленных ФЗ "О банках и банковской деятельности" от от 12.12.1990г. № 395-1 и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.
Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем сорок пять рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.
В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.
В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.
Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.
Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.
Принудительная ликвидация кредитной организации.
Банк России в течение 30 дней с даты публикации в "Вестнике Банка России" сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" . Одновременно Банк России обязан представить в арбитражный суд кандидатуру ликвидатора, соответствующую требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом.
Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" , или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у нее указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" .
Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ . Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации:
Органы управления кредитной организации (в том числе ликвидационная комиссия (ликвидатор)), если они избраны (назначены) решением собрания учредителей (участников) кредитной организации, отстраняются от выполнения функций по управлению ее делами, в том числе по распоряжению ее имуществом, и в трехдневный срок обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов кредитной организации;
- сведения о финансовом состоянии кредитной организации перестают быть отнесенными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
- снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения по распоряжению ее имуществом. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и введение иных ограничений по распоряжению ее имуществом не допускаются;
- все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе ее ликвидации.
Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.
В процессе ликвидации кредитной организации ликвидатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные настоящей статьей, федеральными законами, и обязан действовать с учетом интересов ее кредиторов. Учредители (участники) кредитной организации и ее кредиторы вправе потребовать от ликвидатора возмещения убытков, причиненных его действиями (бездействием), нарушающими законодательство Российской Федерации.
Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в "Вестник Банка России" не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения. В этом объявлении должны быть указаны:
- наименование и иные реквизиты кредитной организации, ликвидируемой на основании решения арбитражного суда;
- наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации кредитной организации;
- дата принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации;
- срок, установленный для предъявления требований кредиторов (не может быть менее двух месяцев с даты публикации указанного объявления);
- почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации;
- сведения о ликвидаторе.
ликвидации кредитной организации, одновременно с документами, на основании рассмотрения которых ликвидатор принимает решение о признании указанных требований установленными либо неустановленными. Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов кредитной организации и учитывает их при составлении промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидатор обязан уведомить кредитора кредитной организации о результатах рассмотрения его требований в срок, не превышающий одного месяца со дня получения указанных требований. Возражения по результатам рассмотрения ликвидатором требований кредиторов могут быть заявлены кредитором и рассматриваются в порядке, предусмотренном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для осуществления процедуры конкурсного производства.
Требования кредиторов ликвидируемой кредитной организации по результатам их рассмотрения ликвидатором могут быть заявлены кредитором в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. О дне и месте проведения указанного собрания кредиторы должны быть оповещены не позднее чем за 15 дней до дня проведения этого собрания.
В компетенцию собрания кредиторов входит избрание комитета кредиторов.
Собрание кредиторов и (или) комитет кредиторов вправе:
- заслушивать отчет ликвидатора о ходе проведения ликвидационных процедур;
- рассматривать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении ликвидатора;
- обжаловать решения ликвидатора в арбитражный суд;
- давать согласие на осуществление сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации, если указанное имущество не реализуется на публичных торгах;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с Банк России в течение 30 дней с даты публикации в "Вестнике Банка России" сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" .Одновременно Банк России обязан представить в арбитражный суд кандидатуру ликвидатора, соответствующую требованиям, предъявляемым ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок проведения собрания кредиторов и заседаний комитета кредиторов, в том числе порядок избрания комитета кредиторов и проведения голосования, регулируется ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" .
После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подлежит рассмотрению на собрании кредиторов и (или) на заседании комитета кредиторов и после указанного рассмотрения - согласованию с Банком России. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в соответствии с очередностью, предусмотренной статьей 64 Гражданским кодексом , и промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении одного месяца со дня согласования указанного баланса с Банком России.
Если иное не установлено настоящей статьей, в случаях, когда имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации с публичных торгов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ликвидатор составляет и представляет в Банк России для согласования промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, бухгалтерскую и статистическую отчетность кредитной организации в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него обязанностей арбитражный суд вправе:
- признать недействительными сделки, заключенные или совершенные ликвидатором в ходе проведения им в кредитной организации ликвидационных процедур, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
- отстранить ликвидатора от исполнения им своих обязанностей по ходатайству Банка России или собрания (комитета) кредиторов и назначить нового ликвидатора, кандидатура которого предложена Банком России в порядке, предусмотренном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора.
Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявится, что стоимость имущества кредитной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.
Oтчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается в порядке, предусмотренном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.
Обособленные подразделения кредитных организаций
Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.
Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.
Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.
Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.
За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного минимального размера оплаты труда. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.
Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке.
Филиалы, представительства кредитной организации на территории иностранного государства
Кредитная организация может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства.
Кредитная организация может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.
Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, соответствующее разрешение Банка России считается полученным.
Регистрация изменений к учредительным документам кредитной организации
Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г. №129-ФЗ (от 23.06. 2003г.), нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, и направляет в уполномоченный в соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001г. №129-ФЗ (от 23.06. 2003г.) федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы кредитной организации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Основания для отзыва лицензии у кредитной организации
- Установление недостоверности сведени, на основании которых выдана лицензия;
- задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
- установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
- задержка более чем на 15 дней предостовления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
- осуществление, в том числе однократно, банковских операций, не предусмотренных в лицензии;
- неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.08.2002г. № 86-ФЗ , а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 07.08.2001г. N 115-ФЗ
- неоднократно в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
- наличие ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999г. N 40-ФЗ (от 21.03.2002г.) , имеются основания для ее ее назначения, предусмотенные указанным ФЗ;
- неоднократного непредоставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях;
- при недостаточности капитала кредитной организации ниже 2%;
- если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже, минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
- если кредитная организация не исполняет в срок, установленный ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999г. N 40-ФЗ (от 21.03.2002г.), требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
- если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.