115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д 20. | м. Дубровка
+ 7(495) 228-09-78 info@lsmonolit.ru Не дозвонились?

Ликвидация предприятий

Ликвидация предприятий

Прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ликвидация осуществляется по основаниям и в порядке, которые являются общими для всех юридических лиц и установлены в ст. 61-65 ГК РФ. В отношении каждой самостоятельной организационно-правовой формы юр. лица законами могут быть предусмотрены специальные требования при ликвидации. Такими законами являются ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных организациях», Жилищным кодексом РФ и др.

Согласно ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно по решению его учредителей (акционеров, членов) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока создания или с достижением цели создания.

Одновременно с принятием решения о ликвидации учредители (акционеры, члены) организации или соответствующий орган должны сформировать ликвидационную комиссию. К ней переходят все полномочия по управлению организацией, в том числе и полномочия по увольнению работников, составлению промежуточного и ликвидационного балансов. Ею также определяются порядок и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве» для исполнения судебных решений.

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ.

Проведение процедуры ликвидации возможно в двух случаях:

  1. Добровольная ликвидация - по решению участников (акционеров) или органа, уполномоченного на то учредительными документами;
  2. Принудительная ликвидация - по решению суда.

Существуют определенные требования, невыполнение которых влечет за собой принудительную ликвидацию:

  1. если число участников ООО (ЗАО) превышает 50, оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
  2. если оставшаяся часть уставного капитала по истечении срока остается неоплаченной, общество обязано уменьшить размер уставного капитала и зарегистрировать это уменьшение либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;
  3. если стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер

Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства - наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.

Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.

Принудительная ликвидация фирм

Принудительная ликвидация фирм проводится по решению суда в случаях:

  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществления деятельности, запрещенной законом;
  • осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • наличия иных оснований, предусмотренных законом.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.

БАНКРОТСТВО.

Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства.

Данный вид банкротства часто на практике возникает, когда уже в ходе добровольной ликвидации компании выявляется задолженность, которую нечем погасить.

Упрощенная процедура банкротства характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна из них – конкурсное производство).

Причины, по которым должник (фирма) ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности.

В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемой фирмы для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации. Это может быть выявлено как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссией фирмы.

Руководитель фирмы-должника или председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны в этом случае обратиться в арбитражный суд с заявлением должника не позднее одного месяца с момента обнаружения недостаточности имущества фирмы-должника для удовлетворения требований кредиторов.

Неисполнение этой обязанности влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц, по обязательствам, возникшим после истечения указанного срока. Поэтому рекомендуется своевременно обращаться по вопросу ликвидации и банкротства к профессионалам во избежание ответственности (в том числе и субсидиарной).

ПОРЯДОК ВЫПЛАТ ДЕНЕЖНЫХ СУММ КРЕДИТОРАМ ЛИКВИДИРУЕМОГО ОБЩЕСТВА

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности.

Согласно ст. 64 ГК РФ, при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (акционерам, членам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (акционерами, членами) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ.

За государственную регистрацию ликвидации уплачивается госпошлина в размере 800 рублей (ст. 33333 НК РФ).

Регистрация ликвидации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом.

Документы о ликвидации представляются в регистрирующий орган ликвидатором непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, на конверте крупными буквами необходимо написать «РЕГИСТРАЦИЯ».

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган для коммерческих организаций установлены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей», а для некоммерческих организаций – постановлением Правительства РФ от 15.04.2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Ликвидатор при регистрации ликвидации удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность. Подпись на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Ликвидатору выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, на домашний адрес руководителя.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента госрегистрации ликвидации выдает (направляет) заявителю свидетельство о госрегистрации ликвидации и выписку из ЕГРЮЛ.

ПОЭТАПНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА:

  1. Принятие общим собранием общества решения о ликвидации общества и назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора); утверждение состава ликвидационной комиссии; утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.
  2. Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Заявителем является один из учредителей (акционеров) организации.
  3. Размещение сообщения о ликвидации общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации) в органах печати.
  4. Письменное уведомление органа службы занятости населения РФ о принятом решении о ликвидации (не позднее, чем за 2 месяца до ликвидации).
  5. Письменное уведомление имеющихся кредиторов о принятом решении о ликвидации в течение 5 рабочих дней с после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган.
  6. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Проект должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения.
  7. Публикация сообщения о принятом решении о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
  8. Прохождение проверки в случае принятия налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки.
  9. Составление и утверждение высшим органом управления промежуточного ликвидационного баланса. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
  10. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Заявителем является один из учредителей (акционеров) организации. Расчеты с кредиторами в порядке, определенном ГК РФ, и выплата учредителям (акционерам) имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности:
    • первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
    • вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • третья очередь — удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;
    • четвертая очередь — погашается задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
    • пятая очередь – производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.
  11. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает проект ликвидационного баланса.
  12. После удовлетворения требований кредиторов предыдущих очередей и не ранее чем через 1 месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к расчетам с другими кредиторами.
  13. Ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество. Ликвидационная комиссия отражает расчеты с кредиторами и с акционерами АО в ликвидационном акте.
  14. По завершении расчетов с акционерами ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).
  15. Ликвидационная комиссия подает заявления о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят проверки ликвидируемого общества. По окончании проверок данные органы выдают справки об отсутствии задолженности у общества соответственно перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  16. Письменное уведомление налогового органа и внебюджетных фонды о закрытии счетов в срок не позднее 7 дней со дня их закрытия.
  17. Ликвидационная комиссия передает на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.
  18. Получение в отделении Пенсионного фонда РФ по месту учета справки об отсутствии задолженностей по несданной отчетности и уплате страховых взносов.
  19. Составление и утверждение высшим органом управления ликвидационного баланса.
  20. Подача в регистрирующий орган по месту нахождения заявления о госрегистрации ликвидации и ликвидационного баланса. Заявителем является ликвидатор организации.
  21. Регистрирующий орган выдает справку о ликвидации общества. С момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается прекратившим свое существование.
  22. Ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган с целью последующей регистрации ликвидации общества, следующие документы:
    • устав;
    • справки из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;
    • справки из банков о закрытии счетов;
    • письмо из органов статистики о снятии с учета;
    • справку из архива;
    • декларацию на уничтожение печати и штампов.
  23. Налоговый орган выдает уведомление о снятии общества с налогового учета.
  24. Передача на хранение в Главархив кадровой документации ликвидированной организации.

Преимуществом добровольной ликвидации является то, что запись о юридическом лице исключается из Единого Государственного реестра, ОГРН и ИНН компании аннулируются, организация считается прекратившей свое существование.

Недостатками добровольной ликвидации является то, что это долгосрочный (от 4 до 8 месяцев) и бюрократизированный процесс, который, к тому же, в обязательном порядке, сопровождается налоговыми проверками.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В названном акте должны быть отражены данные о составе имущества ликвидируемого лица, о требованиях, заявленных ему кредиторами, а также о результатах рассмотрения этих требований. Составленный промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица и органом, принявшим решение о его ликвидации.

После утверждения учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией или ликвидатором в регистрационный орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по установленной форме и промежуточный ликвидационный баланс, при этом оформление расписки в получении не требуется.

При представлении в регистрационный (налоговый) орган Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по установленной форме регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписку из ЕГРЮЛ.

В то же время в соответствии с письмом Минфина России от 16 июня 2003 г. № 03-01-01/08-176 при ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений необходимо после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационной комиссии представить учредителю на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому органу или учреждению в объеме и форме бухгалтерской отчетности, установленной Министерством финансов РФ. Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого органа или учреждения и реестром требований кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств юридического лица, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.). В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.

Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия должна совершить действия либо по подготовке к применению процедуры добровольной ликвидации, что предусматривает принятие такого решения совместно с кредиторами, либо по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица (см. п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими.

ЛИКВИДАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Ликидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами, согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ, отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел ликвидируемого лица, т.е. то имущество, которое ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна передать учредителям названного юридического лица, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Вместе с тем согласно письму Минфина России от 16 июня 2003 г. № 03-01-01/08-176 при ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений после завершения всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс по ликвидируемому органу или учреждению на установленную учредителем дату ликвидации в объеме форм годовой отчетности, установленных Министерством финансов РФ. При этом все счета по активу или пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.

Ликвидационный баланс и акты приема-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются учредителю, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти - Министерству финансов РФ и Министерству имущественных отношений РФ (Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом).

Порядок и сроки упразднения ликвидационной комиссии определяются правовым актом учредителя, а в случае ликвидации федерального органа исполнительной власти - распоряжением Правительства РФ.

Ликвидационная комиссия не может быть упразднена до представления оформленного в установленном порядке ликвидационного баланса в вышеназванные органы.

Учредитель до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств и доведенные объемы финансирования, кассовые и фактические расходы текущего финансового года ликвидированного органа или учреждения.

При ликвидации федерального органа исполнительной власти до конца финансового года Министерство имущественных отношений РФ (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) отражает в своей консолидированной отчетности данные ликвидационного баланса в части переданных ему активов, а Министерство финансов РФ отражает в отчете об исполнении федерального бюджета объемы лимитов бюджетных обязательств, финансирования, кассовых расходов по главе ликвидированного федерального органа исполнительной власти.

Проведение мероприятий по ликвидации органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляется в аналогичном порядке.

Сведения ликвидационного баланса.

Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Гражданское законодательство РФ не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный баланс, составляется в простой письменной форме.

На основании п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

В связи с этим при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса или заявления о ликвидации юридического лица рекомендуется руководствоваться сроками составления (утверждения) промежуточного ликвидационного баланса, установленными Гражданским кодексом РФ.

Если юридическим лицом подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с нарушениями срока, установленного п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации (до истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица), то регистрирующий орган в целях государственной регистрации в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (непредставление заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией) отказывает в государственной регистрации.

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо отметить, что в заявлении о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица по установленной форме подтверждается, что соблюден установленный порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

В случае представления в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе подтверждающего завершение всех расчетов с кредиторами ликвидационного баланса, при наличии в регистрирующем (налоговом) органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательными платежам) либо при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, п. 1 ст. 226 Закона о несостоятельности.

УПЛАТА НАЛОГА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ликвидируемые юридические лица обязаны до ликвидации исполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. В противном случае взыскать налоговые недоимки и налоговые санкции будет не с кого. Налоговые органы должны жестко контролировать процедуру ликвидации с тем чтобы не допустить использование ликвидации как средства уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками.

Ст. 49 НК РФ устанавливает принципы уплаты налогов при ликвидации организации: "Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества".

Так как ликвидацию организации осуществляет ликвидатор (ликвидационная комиссия), осуществляя все полномочия исполнительных органов юридического лица, то и обязанности по уплате налогов должны исполняться данным органом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации. Очередность выплат устанавливается в ст. 64 ГК РФ. Закон установил четвертую очередь для расчетов по долгам с бюджетом. Причем удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Значит, может сложиться ситуация, когда налоги не будут уплачены по причине отсутствия средств, хотя ликвидация проведена точно в соответствии с законом. Такие ситуации возможны, и закон допускает подобное развитие событий.

Налоговые органы в некоторых случаях препятствуют завершению процедуры ликвидации предприятия по причине непогашенных налоговых недоимок вследствие отсутствия средств. Это незаконные действия.

Законодатель учел такой вариант развития событий, установив субсидиарную ответственность учредителей ликвидируемой организации по налоговым долгам в строго определенных случаях. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ).

Правила направлены на защиту интересов бюджета. Реализация данного правила возможна лишь в специально указанных законом случаях. Пределы, указанные в ст. 49 НК РФ, установлены гражданским законодательством Российской Федерации. Для взыскания задолженности по налогам с учредителей нужно пользоваться правилами ГК РФ, поскольку НК РФ не устанавливает пределы и порядок реализации данной нормы. Таким образом, норма о субсидиарной ответственности учредителей по налоговым долгам организации при ликвидации действует в строго ограниченных законом случаях. Ст. 49 НК РФ установлено правило о субсидиарной ответственности учредителей организации, но принципы возложения такой ответственности указаны в гражданском законодательстве.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 при применении п. 2 ст. 49 НК РФ необходимо учитывать, что ответственность учредителей по налоговым долгам организации возможна только в случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.

Пределы и порядок взыскания налоговых недоимок с учредителей предприятия при ликвидации изложены в ГК РФ и конкретизированы в специальных законах. Например, ГК РФ и Закон об обществах с ограниченной ответственностью устанавливают: участники общества отвечают по его обязательствам в пределах внесенного вклада, если иное не установлено учредительными документами общества.

Согласно Закону об акционерных обществах акционеры несут риски только в размере оплаченных акций. Если организация не имеет средств, учредители не могут получить свои вклады. Однако в соответствии со ст. 96 ГК РФ "акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций".

П. 4 ст. 10 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности учредителей организации, в случае если организация станет банкротом по вине ее участников.

П. 2 ст. 9 Закона о несостоятельности (банкротстве) установил, что лица, на которых возложены обязанности по ликвидации предприятия, должны подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации, в случае если в процессе ее ликвидации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований.

Последствия неисполнения такой обязанности установлены пунктом 2 ст. 10 Закона о банкротстве - уполномоченные на подачу указанного заявления лица (ими могут быть и учредители) должны нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Возможность субсидиарной ответственности учредителя если и наступает, то исключительно при ликвидации предприятия. В иных случаях обращаться с требованиями к учредителям о взыскании налоговой недоимки не допускается.

НК РФ устанавливает специальное правило о субсидиарной ответственности по налоговым долгам: ликвидация предприятия - обязательный признак для осуществления такой процедуры. В иных случаях возложить на учредителей обязанность уплачивать налоговую недоимку запрещено, разумеется, если они не обязались добровольно исполнить налоговые обязанности организации. Пределы взыскания и порядок реализации данного правомочия установлены в гражданском законодательстве.

Вместе с тем участники некоторых юридических лиц в силу закона отвечают по долгам данных организаций либо всем своим имуществом (полные товарищества и товарищества на вере - только полные товарищи), либо в специальном порядке. Специальный порядок установлен, например, для участников обществ с дополнительной ответственностью: "...участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества" (п. 1 ст. 95 ГК РФ).

Принципы ответственности полных товарищей установлены п. 1 ст. 75 ГК РФ: "Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества". Очевидно, исходя из ст. 75 ГК РФ вкупе со ст. 49 НК РФ, участники полного товарищества будут отвечать в солидарно субсидиарном порядке и по налоговым обязательствам.

После ликвидации полного товарищества претензии по неуплаченным налогам и штрафам могут быть в полном объеме предъявлены налоговыми органами к бывшим участникам данного товарищества, причем как ко всем одновременно, так и к отдельному бывшему товарищу, как в полной сумме, так и в ее части. Жесткие правила. Проблема в том, что такая организационно-правовая форма предприятия используется в единичных случаях.

Предприниматели без образования юридического лица находятся в схожем положении. Даже после прекращения предпринимательской деятельности (это можно приравнять к ликвидации организации) обязательства перед бюджетом по налогам не пропадают. Гражданин, хотя и не занимается уже бизнесом, но остается должником, в частности, перед бюджетом. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Закон, как видно, не делает разницы между гражданином-предпринимателем и гражданином, который не является ПБОЮЛ, относительно имущественной ответственности. Единственная поблажка - ст. 446 ГПК РФ устанавливает перечень имущества гражданина, на которое не может быть обращено взыскание. Это пределы ответственности гражданина, в том числе по налогам, в случае прекращения деятельности в качестве ПБОЮЛ, о которых указано в ст. 49 НК РФ.

Собственники унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, также могут быть привлечены к субсидиарной ответственности и по налоговым долгам предприятия при недостаточности имущества предприятия в силу п. 5 ст. 115 ГК РФ.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива (п. 2 ст. 107 ГК РФ).

Ответственность членов потребительских кооперативов установлена в несколько ином размере: "Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива".

Собственник имущества, переданного в оперативное управление учреждению, также может быть привлечен к ответственности по налоговым долгам учреждения: "Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества" (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Члены ассоциации (союза) коммерческих юридических лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК РФ).

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам (ст. 105 ГК РФ).

Как было указано, в соответствии с законом расчеты по налоговым долгам с бюджетом происходят в четвертую очередь при ликвидации организации. Это означает, что процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов, так как первоначально предприятие должно рассчитаться с кредиторами первых трех очередей. Поэтому ликвидация препятствует праву налоговых органов принудительно взыскивать налоговые недоимки с предприятия, находящегося в стадии ликвидации. Все долги перед бюджетом удовлетворяются в свою (четвертую) очередь.

Налоговые долги - такие же обязательства, как и все прочие. Закон не отдает предпочтение бюджету. Налоговые органы как лица, представляющие интересы соответствующего кредитора, должны подчиняться общим правилам, установленным законодательством для удовлетворения заявленных требований в рамках процедуры ликвидации. Налоговые органы не должны злоупотреблять своими правами и наносить тем самым вред кредиторам предыдущих очередей.

Налоговые органы должны заявить в указанный законом срок ликвидатору общества требования о погашении задолженности общества перед бюджетом. Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В промежуточный баланс включаются и требования налоговых органов по задолженности перед бюджетом. Промежуточный ликвидационный баланс общества содержит перечень всех требований, заявленных кредиторами в установленный двухмесячный срок.

Нарушение налоговым органом процедуры предъявления требований по налоговым недоимкам к ликвидационной комиссии чревато неблагоприятными последствиями для бюджета - бюджет может не получить положенные налоговые платежи.

Для уточнения налоговых претензий налоговики вправе провести внеочередную (повторную) выездную налоговую проверку ликвидируемой организации в силу ст. 87 НК РФ.

Ликвидационная комиссия имеет право не признать заявленные налоговые требования. В этом случае налоговые органы вправе обратиться в суд к ликвидатору с иском о признании заявленных требований, иначе требования не будут включены в промежуточный ликвидационный баланс.

Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Согласно п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, объявляются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Положения ст. 49 НК РФ и ст. 64 ГК РФ не предусматривают возможность применения налоговыми органами иного порядка и очередности в целях удовлетворения требований по уплате налоговых недоимок.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 НК РФ).

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных налогов (сборов, пеней, штрафов), указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном НК РФ.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов) сумма излишне уплаченных организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов (сборов, пеней и штрафов), указанные суммы также подлежат возврату налогоплательщику в установленном порядке.

Таким образом, налоговые органы не вправе принудительно взыскивать налоги с ликвидируемой организации, руководствуясь правилами ст. ст. 46 и 47 НК РФ; они обязаны учитывать правила и принципы, установленные для уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) организацией, находящейся в стадии ликвидации.

Налоговые органы тоже не вправе обращаться в суд с иском к организации о взыскании налоговых штрафов. Данные требования также подлежат включению в число обязательств ликвидируемой организации и удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 ГК РФ.

Выполнение установленных правил - залог соблюдения законных прав всех кредиторов ликвидируемой организации. Вместе с тем в НК РФ следует внести поправки, однозначно и четко запрещающие налоговым органам взыскивать налоги и штрафы вне очереди при ликвидации предприятия.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ЗАО «АРТИС-КОНСАЛТ».

Стоимость услуг составляет от 30 000 рублей.

Что входит в стоимость:

  1. юридические и бухгалтерские консультации по вопросам ликвидации Вашей компании на протяжении всего процесса ликвидации;
  2. составление решения о ликвидации и назначении ликвидатора, о составлении промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, уведомлений о принятом решении о ликвидации, о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявления о госрегистрации ликвидации;
  3. запись Клиента к нотариусу и сопровождение Клиента к нотариусу без очереди для заверения уведомлений и заявления;
  4. получение в регистрирующем органе документов, связанных с ликвидацией;
  5. письменное уведомление налогового органа и во внебюджетных фондов по месту учета о принятом решении о ликвидации;
  6. письменное уведомление органа службы занятости населения РФ о принятом решении о ликвидации;
  7. подача заявки в Вестник государственной регистрации о публикации сообщения в связи с предстоящей ликвидацией и получение экземпляра журнала с опубликованным сообщением;
  8. проверка промежуточного и окончательного ликвидационных балансов на соответствие ГК РФ и другим нормативным актам РФ;
  9. закрытие счетов и уведомление налогового органа и внебюджетных фондов об этом;
  10. получение справки об отсутствии задолженности в Пенсионном фонде;
  11. передача кадровой документации на хранение в Главархив.

Срок ликвидации от 3 месяцев. Он зависит от многих факторов, в числе которых своевременность составления промежуточного и ликвидационного баланса, расчетов с кредиторами, полного прохождения налоговой проверки и прочего. Стоимость ликвидации 49000р.

Дополнительные расходы:

4000р. - нотариальные услуги;

3000-4000р. – публикация сообщения о ликвидации в Вестнике государственной регистрации и получение журнала с сообщением;

800 – госпошлина за ликвидацию;

от 5000р. – услуги Главархива по формированию дел для передачи на хранение.

Стоимость зависит от количества передаваемых на хранение дел.

Документы и информация, необходимые от клиента:

  1. Копия действующей редакции устава;
  2. Копии протоколов (решений) высшего органа управления;
  3. Копии паспортов учредителей и руководителя и их ИНН (если есть);
  4. Копия выписки из ЕГРЮЛ с последними изменениями и паспортными данными учредителей и руководителя. Дата значения не имеет;
  5. Копии документов о регистрации во внебюджетных фондах;
  6. Копии бухгалтерских балансов (отчетов о прибылях и убытках);
  7. Сведения об открытых счетах;
  8. Сведения о членах ликвидационной комиссии (ликвидатора): копии паспортов и ИНН, если есть.