115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д 20. | м. Дубровка
+ 7(495) 228-09-78 info@lsmonolit.ru Не дозвонились?

Преобразование организации

Преобразование организации

Изменение организационно-правовой формы.

Стоимость наших услуг по реорганизации путем преобразования (см. также Тарифы)

ПОРЯДОК И СРОКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Реорганизация юридического лица в форме преобразования начинается с принятия решения о реорганизации уполномоченным органом юридического лица. Вместе с этим решением утверждается порядок и условия преобразования, передаточный акт, порядок формирования уставного капитала.

В течение 3х рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации необходимо уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица и сообщить в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ; п. 2 ст. 131 ФЗ «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о своей реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Pеорганизация в форме преобразования существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе потребовать прекращения или досрочного прекращения исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Заявление о государственной регистрации реорганизации подается в регистрирующий орган по месту нахождения, который в свою очередь делает в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности реорганизованного юр. лица и возникновении нового (п. 3, 4 Постановления Правительства от 19.06.2002 г. № 440 "О порядке взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юр. лиц, создаваемых путем реорганизации").

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 ФЗ «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

ПОЭТАПНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ:

  1. Принятие решения уполномоченным органом юридического лица о реорганизации путем преобразования (о порядке и об основных условиях преобразования, об утверждении учредительных документов, порядке обмена долей на акции и наоборот).
  2. Письменное сообщение в налоговый орган по месту учета и уведомление регистрирующего органа по месту нахождения о принятом решении о реорганизации - в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 2 ст. 23 НК РФ, п.1 ст. 131 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
  3. Письменное уведомление имеющихся кредиторов о принятом решении о реорганизации в течение 5 дней с после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (ст. 131 ФЗ «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
  4. Закрытие счета.
  5. Уведомление налогового органа о закрытии счета.
  6. Государственная регистрация юридического лица, возникшего в результате преобразования.
  7. Изготовление печати.
  8. Получение кодов Госкомстата;
  9. Уведомление внебюджетных фондов о реорганизации путем преобразования.
  10. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг юридическому лицу, созданному в результате преобразования и отчета об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ). Документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг должны быть представлены в ФСФР в течение месяца с даты государственной регистрации юридического лица, созданного в результате преобразования (п. 8.2.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР от 27.01.2007г N 07-4/пз-н).
  11. Открытие счета юридическому лицу, созданному в результате преобразования.
  12. Уведомление налогового органа об открытии счета.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Преобразование* - изменений организационно-правовой формы. При реорганизации юридического лица в форме преобразования возникает юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. При этом реорганизуемое Общество прекращает свое существование, а созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт* - это документ, содержащий в себе положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).

Если организация, которая осуществляет реорганизацию в форме преобразования, имеет специальное разрешение (лицензию) на осуществление того или иного вида деятельности, в случае преобразования это юридическое лицо обязано уведомить орган (переоформить лицензию), осуществляющий лицензирование в течение 15-ти дней со дня окончания реорганизации в форме преобразования (п.1, ст. 11 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Приказ Минфина РФ от 20.05.2003г. №44н утвердил Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Методические указания вступают в силу с 01.01.2004г. и не касаются вопросов реорганизации кредитных организаций, бюджетных организаций и при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Новый приказ отменяет действие Приказа Минфина РФ от 28.06..1995г. №81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса РФ". В новых Методических указаниях подробно описывается порядок формирования отчетности в период реорганизации. Формирование бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации производится при наличии учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации, решения учредителей, передаточного акта и свидетельства о государственной регистрации.

Дата передаточного акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации. Передаваемое (принимаемое) имущество при реорганизации оценивается в зависимости от решения учредителей - по остаточной или текущей рыночной стоимости, или иной стоимости, определенной в договоре о реорганизации. Оценка обязательств реорганизуемой организации отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам.

Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованной организацией возлагается на его правопреемника(ов) независимо от того были ли известны ему(им) до завершения реорганизации факты и(или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованной организацией указанных обязанностей. На правопреемника(ов) реорганизованной организации возлагаются также обязанность по уплате штрафов, наложенных на организацию за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Реорганизация организации не изменяет сроков исполнения его обязанности по уплате налогов правопреемником этой организации (п. 3 ст. 50 НК РФ).

Условия реорганизации в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму определяется решением учредителей о преобразовании. В передаточном акте освещаются вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику. В заключительной отчетности реорганизуемой организацией в форме преобразования за день до внесения в ЕГРЮЛ записи о создании новой организации производится закрытие счета прибылей и убытков и направление на основании решения учредителей суммы чистой прибыли. Вступительная отчетность организации, возникшей в результате преобразования, составляется путем переноса показателей из заключительной отчетности. Уставный капитал новой организации формируется на основании решения учредителей конвертации (обмена) акций (долей).

Передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту от одной организации к другой не рассматривается как реализация имущества или безвозмездная передача и никакими бухгалтерскими записями не отражается.

По основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам, возникшим в результате реорганизации, производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена государственная регистрация вновь созданного юридического лица, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организацией, возникшей в результате реорганизации. Способ начисления амортизации определяется, исходя из действующего законодательства по бухгалтерскому учету, независимо от ранее применяемых способов начисления у правопредшественников.

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается возникшее юридическое лицо. (п. 9, ст. 50 НК РФ).

Сумма налога, которая была уплачена реорганизуемыми юридическими лицами до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности по уплате налога реорганизованных обществ по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Этот зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

Особенности преобразования некоторых организационно-правовых форм

  1. Хозяйственные товарищества (Полное товарищество, Товарищество на вере) и общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению Общего собрания участников (п. 1 ст. 68 ГК РФ).Акционерное общество вправе преобразовываться в некоммерческое партнерство (ст. 20 ФЗ "Об акционерных обществах") .

    При преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) Общества, в течении 2-х лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Эти же правила относятся к преобразованию товарищества в производственный кооператив (п. 2 ст. 68 ГК РФ).

    Буквальное толкование ст. 68 ГК РФ проводит к выводу, что преобразование хозяйственного общества или товарищества возможно только в другой вид хозяйственного общества или товарищества или в производственный кооператив ( с учетом требований ст. 92 и 104 ГК РФ). Исключением из этого правила являются возможности преобразования объединений юридических лиц в хозяйственные общества и товарищества, о чем говорит п. 1, ст. 121 ГК РФ. Можно полагать, что законодатель исходит из общего принципа о том, что преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей и специальной). В противном случае было бы невозможно осуществление универсального правопреемства, ибо большая часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспособности, повисает в воздухе, когда правопреемником является специально-правоспособное лицо. И наоборот, организация со специальной правоспособностью не в состоянии передать правопреемнику больше прав, чем имеет сама.

    В предпринимательской практике нередко встает вопрос о возможности и юридических последствиях преобразования организации в рамках одной и той же организационно-правовой формы юридического лица, а именно закрытых акционерных обществ в открытые и открытых в закрытые. Подобное преобразование не является реорганизацией, т.к. его организационно-правовая форма не изменяется. Решение вопроса о реорганизации путем преобразования (кроме как в некоммерческое партнерство – принимается единогласно) в Акционерном обществе принимается Общим собранием акционеров только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом акционерного общества (п. 3, ст. 49 ФЗ "Об акционерных обществах"). При этом решение Общего собрания акционеров принимается большинством в 3/4 голосов - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. Акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа Обществом всех или части принадлежащих им акций при реорганизации, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации (п.1, ст. 75 ФЗ "Об акционерных обществах").

    Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, может быть больше уставного капитала преобразованной коммерческой организации (п. 1.6. Постановления ФКЦБ от 11.11.1998г. №48 "Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций").

  2. Некоммерческие организации
    Не регулируя порядок реорганизации некоммерческих организаций, ст. 16,17 ФЗ "О некоммерческих организациях" все же достаточно подробно раскрывает такой способ реорганизации, как преобразование. ФЗ «О некоммерческих организациях» исходит из того, что, как правило, некоммерческая организация не может быть преобразована в коммерческую организацию. Некоммерческая организация со специальной правоспособностью не может передавать коммерческой организации, обладающей общей правоспособностью, больше прав, чем имеет сама. Исключением из этого общего правила составляют ассоциации или союзы, которые вправе преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества, а также учреждение, которое может быть преобразовано в хозяйственное общество. В соответствии со ст. 17 ФЗ "О некоммерческих организациях":

    • Потребительский кооператив может реорганизоваться путем преобразования в хозяйственное товарищество или общество по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества (п. 2 ст. 29. ФЗ "О потребительской кооперации" и п. 2, ст. 112 ГК РФ). Решение вопроса о реорганизации производственного кооператива является исключительной компетенцией Общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива (п.5, ст. 110 ГК РФ). В случае с кредитным потребительским кооперативом граждан (далее КПКГ) решение о реорганизации принимается общим собранием членов кредитного потребительского кооператива. В случае, если число членов КПКГ превысит 2 тыс. человек, в течении 6 месяцев с момента достижения предельной численности проводится реорганизация КПКГ в форме его разделения либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц.
    • Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество (п. 1 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Решение о реорганизации путем преобразования принимается единогласно или квалифицированным большинством.
    • Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество (п. 1 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Решение о реорганизации путем преобразования принимается собственником учреждения.
    • Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд (п. 2 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Решение о реорганизации путем преобразования принимается высшим органом управления на основании устава автономной некоммерческой организации.
    • Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство (п. 2 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Решение о реорганизации путем преобразования принимается всеми членами, заключившими договор о ее создании.
    • Благотворительные организации не могут быть реорганизованы в хозяйственное товарищества или общества (п. 2 ст. 11 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Решения о реорганизации принимаются высшим органом управления благотворительной организации на основании устава.
    • Общественные организации. Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания (ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях"). Уставом общественного объединения должен быть обязательно предусмотрен порядок реорганизации (п. 7, ст. 20 ФЗ "Об общественных объединениях").

Стоимость услуг, оказываемых нашей компанией составляет от 20 000 рублей и включает в себя (см. также Тарифы):

  1. Устную консультацию.
  2. Подготовку протоколов Общих собраний.
  3. Подготовку учредительных документов.
  4. Подготовку передаточного акта.
  5. Опубликование в «Вестнике государственной регистрации» сообщений о реорганизации.
  6. Все государственные пошлины.
  7. Закрытие счета реорганизуемому юридическому лицу.
  8. Уведомление налогового органа о закрытии счета.
  9. Регистрацию нового юридического лица.
  10. Постановку на учет в налоговом органе нового юридического лица.
  11. Получение кодов ГосКомСтата.
  12. Изготовление печати организации, созданной в результате преобразования.
  13. Регистрацию соответствующих изменений во всех внебюджетных фондах.
  14. Открытие счета организации, созданной в результате преобразования.
  15. Уведомление налогового органа об открытии счета.

В стоимость услуг не включена стоимость юридического адреса регистрации выпуска акций, антимонопольное урегулирование.

Необходимые документы:

  1. Учредительные документы (устав и учредительный договор) – копии.
  2. Свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет – копии.
  3. Протоколы Общих собраний – копии.
  4. Коды ГосКомСтата – копия
  5. Страховое свидетельство (Уведомление о размере страх. взносов) из Фонда социального страхования – копии.
  6. Извещение страхователю из Пенсионного фонда – копия.
  7. Извещение страхователю из Фонда медицинского страхования – копия.
  8. Бухгалтерская отчетность за последние три года - копии, заверенные печатью организации и подписью руководителя (для ИФНС).
  9. Паспортные данного руководителя реорганизуемого юридического лица.
  10. Выписка из ЕГРЮЛ с паспортными данными руководителей – копия.
  11. Сведения об открытых счетах в банках (договор, уведомление) – копии.
  12. Документарное подтверждение факта опубликования – копии страниц «Вестника государственной регистрации», содержащих сообщения о реорганизации юридического лица.
  13. Документарное подтверждение уведомления кредиторов.
  14. Доверенности на бланках нашей Компании.
  15. Передаточный акт (примерный).

Для вновь создаваемой организаций(ям

  1. Формулировка наименования в том числе на иностранном языке.
  2. Определения состава учредителей, руководителей и их данные (физ.лица - копии паспортов, юр. лица - ОРГН, ИНН, ОКПО, дата создания, местонахождение, Ф.И.О. и должность руководителя).
  3. Формирование уставного капитала.
  4. Гарантийное письмо от собственника помещения, по которому будет находиться организация(ии), создаваемая в результате преобразования. Либо свидетельство о праве собственности на помещение в случае, если такое право переходит в порядке правопреемства организации, создаваемой при выделении.
  5. Основные виды деятельности.
  6. Наименование банка для открытия счета.
  7. Система налогообложения (ОСН, УСН 6/15%).
  8. Эскиз печати.